Aria-yoga - Шаткарма

РАЗДЕЛЫ
Главная
Космогония
Хатха-йога
Раджа-йога
Нидра-йога
Джапа-йога
Тантра-йога
Дхарма
ВРЕМЯ

Время по ведическому летоисчислению

5109 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
1 день 51 года
Великого Бога-Творца

КОНТАКТЫ



Эзотерическая банерная сеть
Эзотерическая графика
index
О нас
Йога
Йога
Древняя медицина
Айюр-Веда
Обучение
Обучение
Фото и Видео галереи
Фото и Видео галереи
Эзотерическая библиотека
 Эзотерическая библиотека
Контакты и ссылки
Контакты и ссылки
О нас Йога Древняя медицина Обучение Фото и Видео галереи Библиотека Контакты и ссылки


ШАТКАРМЫ

 Адепт

.

Шаткарма, дословно переводится - 6 практик. Это общее название очистительных практик для тела, применяемых в хатха-йоге.

В хатха-йоге шаткармы являются практиками, с которых начинают занятия йогой. Их цель - сбалансировать доши или 3 физиологических принципа-энергии, которые присутствуют в теле каждого человека. Их уникальное сочетание определяет вкусы, пристрастия, конституцию, поведение каждого индивидуума.Если они находятся в равновесии это здоровье. Любое отклонение ведет к болезни. На этом понятии аюрведа основывает диагностику и лечение.

На грубом физическом уровне доши можно представить как воздух, желчь и слизь. Скажем, при практике дхаути засунув бинт в желудок первый раз, вы обязательно отрыгнете. Это ватта или воздух. У вас потекут слезы, сопли, и весь бинт будет в слизи. Это слизь или капха. И с бинтом вы из себя извлечете слизь и желчь или питта. Когда вы делаете это упражнение месяц и больше, то убедитесь, что количество выделений уменьшилось, ум прояснился, кожа очистилась, дыхание посвежело и, главное, прошли застарелые расстройства в организме. Почему? - Потому что доши (капха, питта и ватта, или слизь, желчь и воздух) уравновесились.

Хатха Йога Прадипика говорит: "При избытке жира и слизи (дисбаланс дош) практикуют Шат кармы перед пранаямами. Всем остальным у кого мокрота, ветер и желчь (доши) сбалансированы их делать не нужно Т.е. условием прекращения выполнения или неиспользования шаткарм является баланс дош. Отдельно стоит сказать, что процесс балансировки дош достаточно быстр и обычно не занимает больше полугода. Но все дело в том, что внутреннее состояние организма зависит от нашего ментального состояния и окружающей среды. Скажем, вы поехали отдохнуть на Красное море, понырять, расслабиться, а в результате пришли к разбалансировке организма, т.к. попали в другой климат, на другую широту, долготу и стали есть непривычную пищу. Или начальник на работе накричал, или вас оставила девушка, или у вашего самолета отвалилось крыло. Все это может привести к разбалансировке систем организма. Поэтому, с одной стороны, к практикам шаткарм время от времени придется, все же, возвращаться, а с другой стороны, они малого стоят, если одновременно с ними не практиковать йогу, т.е. систему тренировки ума и успокоения ментального шума.

1. Тратака

Длительная фиксация внимания на на пламени свечи, на кончике носа, на небе, на звездах и т.д. Очищаются нади головы. Взгляд становится чище.

2. Нети

Джала нети - промывание носа водой с использованием специальногососуда (нети-пот) или маленького заварочного чайника.Температуру воды и ее соленость варьируют в зависимости от ситуации. Для получения терапевтического эффекта - воду используют сильно теплую, солености морской воды (соль морская или комбинация из поваренной соли, питьевой соды и пары кaпель йода). Для психоэнергетического эффекта используют холодную пресную воду. Можно втягивать воду носом из блюдца или ладоней, но это чревато неприятными последствиями, особенно для людей вайю-конституции.

Сутра нети - протягивание шнурка через нос, но если шнурка подходящего нет,то подойдет катетер медицинский или пасик магнитофонный. Берете катетер (2 - 3 мм в диаметре, 4 - 5 мм при длительной практике) и постепенно засовываете его в нос. Потом конец достаете из горла. И двигаете туда-сюда. Так делается много раз, но очень бережно - слизистая в носу очень ранимая. После этого ополоснуть холодной водой. Кажется, процедура просто очищает стенки носа, но нет - пробуждает центр бинду и другие полезные центры. Ум становится ясный.

3. Капалабхати

Является также частью пранаямы, когда делается пассивный вдох и активный выдох. Очищает пазухи носа, осветляет сознание,дыхание становится легче, тише, прана в теле ощущается и течет свободней.

4. Дхаути

Вамана-дхаути. Натощак выпивается такое количество воды, чтобы наполнить желуок доверху. Выполняется наули, и затем вызывается рвота. Лучше использовать подсоленную и подкисленную лимонным соком воду.
Вастра-дхаути - заглатывание тонкой полоски материи. Для дхаути подходит бинт медицинский 4м на 10см, никакой синтетики и чтобы нитки не выскакивали. Берем две кружки с водой: в одной смачиваем бинт, из другой запиваем. Кладем как можно дальше на язык смоченный кончик бинта, который можно подсолить, подсластить, и начинаем пальцами заводить его по языку вглубь. Делается, конечно, все это с утра на голодный желудок. Сначала будет трудно. Рвоты не будет - желудок пустой. И, если раз не получилось, оставьте до следующего дня.Множественные попытки не приветствуются - горло можно поцарапать. И еще, важно глубоко дышать и расслабиться. Дыхание помогает также определить, если бинт не в то горло пошел. В любом случае, ничего страшного, тут же закашляетесь и он выскочит. Как только удалось заглотнуть чуть-чуть, значит процесс пошел. Каждый раз отмеряете на 10 см больше, чем вчера и глотаете понемногу, смачивая, и запивая водой.
Когда весь заглотнули, снаружи оставьте маленький кусочек, чтобы было за что вытягивать. Если проглотили весь - не беда, выпейте стакан подсоленой воды и засуньте два пальца в рот, стараясь стимулировать позывы к рвоте, пока конец бинта не выйдет наружу. Когда бинт внутри - можно сделать наули несколько раз, потом посидеть, отдохнуть, посморкаться и утереть слезы. Сидеть больше 15-20 минут не рекомендуется, т.к. бинт начинает всасываться в кишечник. После этого тяните обратно. Тяните мягко. Засовывали то чистый бинт, а достаете грязный. Могут возникнуть спазмы в горле.
В случае спазма - не рвите бинт на себя, так можно поранить горло, а посидите спокойно и подышите, все пройдет - это же мышцы, они отпустят. Как отпустило, тянем дальше. После употребления бинт помыть и прокипятить. Настроение становиться классное, глаза горят, мысль в голове звенит, тонус в теле повышенный.

5. Наули

Hаули и дхаути, лучше рассматривать вместе. Все три. Вместе с уддияной. Цель - пищеварительный огонь. Очень важная часть практики, краеугольная. Мы есть то, что мы едим. Эффективность пищеварения - суть то что мы из себя представляем. Т.е. каждая единица еды на входе должна быть оптимально усвоена. И на выходе должен быть минимум. Описание йога: кожа чистая, дыхание свежее, голос сладкий и мелодичный, взор ясный, осмысленный, ум острый, пытливый. Сначала осваивают уддияну. Выбираем оптимальное количество втягиваний на одну задержку дыхания. Допустим 20, но может быть 15, 25, 30. Главное, чтобы было комфортно. И делаем так, чтобы в сумме получилось, скажем, 100 или 200 втягиваний, т.е. при 20 втягиваниях на одну задержку дыхания получится 5 подходов, чтобы достичь 100 в сумме. Делаем два раза в день. Потом каждую неделю добавляем по сотне. Пока не будет 1500-2500 в сумме в день. Делаем так два месяца. Потом, убавляя уддияну, добавляем наули, пока наули полностью не вытеснит уддияну. Делается все на голодный желудок, скажем, утром перед завтраком и вечером перед ужином или обедом для тех, кто ест 2 раза в день.

6. Басти

Под этим названием обычно подразумевают ваджроли и басти. Это техники всасывания воды анусом и половым органом. Осваиваются только тогда, когда идеально освоены уддияна и наули. Фокус в том, что для втягивания воды в кишечник наули надо вращать слева направо, для выведения воды - справа налево. Суть этих практик в тренировке умения возгонять энергию праны из нижних центров в верхние, повышении циркуляции крови в тазовой и нижнебрюшной областях. Когда прана свободно и без препятствий движется от промежности до макушки, только тогда можно начинать разговоры о энергии Кундалини.

Шанк пракшалана - полное промывание желудочно-кишечного тракта. (занимает около 2 часов).Воздействует она больше на кишечник. В шанк пракшалане очень важно:
1. промывание делается соленой и теплой (горячей) водой;
2. после завершения практики не оставлять кишечник пустым больше,чем на час. Надо поесть разваренный рис или еще что-нибудь легкое. Соленая вода вызывает привлечение жидкости к стенкам кишечника, поэтому желательно после практики воздержаться от питья еще пару часов. Шанк пракшалану нельзя делать ни перед голоданием, ни сразу после выхода из голодания.

В классических текстах по йоге говорится, что шаткармы нужно делать тем, у кого избыток капхи и т.п. Но не так, чтобы постоянно, иначе действительно, при чрезмерном усердии в басти можно прийти к дисбактериозу. Главное не переусердствовать, тем более, что многоразовое выполнение шаткарм - далеко не показатель утвердившегося на пути йоги, а, скорее, показатель человека, ведущего нечистый образ жизни. Именно для таких людей и нужны шаткармы, но тоже в меру. При преобладании вата-доши рекомендуют делать дхаоти, при избытке капха - басти, для питты подходят все, для уравновешивания всех дош также подходит наули.

 На главную

www. Аria-yoga.narod.ru © Copyright 2009

Сайт создан в системе uCoz