Aria-yoga - Медитация

РАЗДЕЛЫ
Главная
Космогония
Хатха-йога
Раджа-йога
Нидра-йога
Джапа-йога
Тантра-йога
Дхарма
ВРЕМЯ

Время по ведическому летоисчислению

5109 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
1 день 51 года
Великого Бога-Творца

КОНТАКТЫ



Эзотерическая банерная сеть
Эзотерическая графика
index
О нас
Йога
Йога
Древняя медицина
Айюр-Веда
Обучение
Обучение
Фото и Видео галереи
Фото и Видео галереи
Эзотерическая библиотека
 Эзотерическая библиотека
Контакты и ссылки
Контакты и ссылки
О нас Йога Древняя медицина Обучение Фото и Видео галереи Библиотека Контакты и ссылки


Медитация

.

Слово "медитация" происходит от латинского "meditor", что значит "размышлять - обдумывать". В наше время во всех религиях и духовных практиках медитация рассматривается как отсутствие размышления. Это третья ступень Раджа-йоги, именуемая - дхьяна (созерцание, самосозерцание) является мощным инструментом исследования тонкоматериального Мира и обретения духовности.

Духовность не есть интеллектуальность, не идеализм, не поворот ума к этике, к чистой морали или аскетизму. Это не есть религиозность или страстный эмоциональный подъем - даже не смесь всех этих превосходных вещей. Духовность в своей сущности есть пробуждение внутренней действительности нашего существа, нашей души. Это внутреннее устремление познать, почувствовать и отождествить себя с ней, войти в контакт с Высшей действительностью - Духом и как следствие преобразить все наше существо в новую личность, новую природу."


В последнее время духовная жизнь нашего общества напоминает пестрое одеяло, сшитое из лоскутов разноцветной ткани : отцы христианской церкви и кришнаиты, евангелисты и баптисты, экстрасенсы и маги - с кем только не встретишься в наше время! Однако самая большая досада возникает, когда благие устремления, основанные на христианских заповедях и высоких идеалах разбиваются, как корабль о рифы, в море бытовых ситуаций и жизненных проблем. Получается: с одной стороны - Бог и духовно-нравственные ценности, а с другой - быт и житейские проблемы. Это как два полюса, переход между которыми кажется порой непреодолимым. Но выход здесь есть и он может быть один - преобразование нашего сознания, перестройка миросозерцания, которые позволяют совместить высочайшие истины, настоящие духовные ценности с обычными рабочими буднями. Л. Н. Толстой писал незадолго до своей смерти : " Что делать? ... всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой?"

Когда кто-то слаб и не развит физически, мы советуем ему заняться хатха-йогой и по мере систематических тренировок ликвидировать или существенно уменьшить свои физические недостатки. Ту же роль играют и медитативные упражнения, но уже по отношению к психике и сознанию. Медитация является одним из древнейших средств воздействия на свою психику. Однако, будучи могучим инструментом духовного развития, медитация может стать и мощным орудием саморазрушения человека. Многотысячелетний покров тайны с одной стороны и восторженно дилетантский подход с другой привели к тому, что лишь сотая доля занимающихся медитативными практиками действительно достигает каких-либо позитивных изменений психики. Основная причина этого состоит в отсутствии четкого системного подхода к медитациям. Кроме того, зачастую забывается главное: медитация является инструментом, но не целью духовного развития. Для того же, чтоб правильно применить любой инструмент, необходимо знать его назначение, правила эксплуатации, а также иметь четкий план того, что хочется сделать. Именно последнего пункта чаще всего и не хватает при занятиях неопытных учеников. Применение медитации можно сравнить с беспорядочным глотанием таблеток человеком, который знает, что лекарства лечат, но не осведомлен о том, что каждое из них оказывает свое специфическое воздействие на организм.

Справедливости ради необходимо отметить, что существовали и существуют школы, которые используют научный подход к медитативным практикам. Например, придя в тибетский монастырь, ученик получал задание практиковать только одну из 108 классических медитаций, именно ту, которую, по мнению его учителя, наиболее соответствовала бы потребностям психики ученика. Аналогичный подход практикуется и в серьезных школах йоги. Определенный риск нанести здоровью вред вместо пользы существует как в йоге в целом, так и при выполнении медитативных упражнений в частности, если не соблюдать ряд требований, играющих роль "техники безопасности." Ограничения и рекомендации, которые необходимо твердо усвоить перед началом каких-либо занятий, подробно изложены в психогигиене. При неукоснительном их соблюдении риск нанести себе какой-либо ущерб минимален.

Самое главное требование - четко знать, для чего прежде всего вам могут понадобиться медитативные упражнения. При осознаной практике эффект от них возрастает во много раз. Здесь имеются два главных запрета:
- не использовать упражнения для нанесения вреда другим людям и
- не ставить единственной целью приобретение сверхестественых способностей - сиддхи.

Основное назначение медитации - глубинное самопознание, достижение состояния САМАДХИ - познания Бога, растворения в Нем своего Я. Широко известный древнегреческий афоризм гласит: "познай самого себя и ты познаешь весь мир." Следовательно, познавая себя, человек развивается и достигает более высокого уровня развития. Все же остальные эффекты медитации - релаксация, контроль психики и ума, целительство, ясновидение и другие сиддхи - лишь следствия, сопутствующие такому развитию.

Для понимания внутреннего состояния медитации, проводится тест: перед учениками ставится бумажный стаканчик. Затем предлагается отождествиться с этим стаканчиком, полностью слиться с ним. Через несколько минут наставник берет в руку стаканчик и безжалостно сминает его. У многих в этот момент могут возникнуть болевые ощущения и чувство, как будто сминают их самих (бывают даже случаи потери сознания). Это состояние - есть состояние концентрации, а медитация - это противоположное состояние разотождествления.
Цель медитации - разотождествиться с миром, который есть коллективная галлюцинация, всеобщий договор по описанию окружающего мира. Каждый человек живет в своем устоявшемся мире (тоннеле) привычек, мыслей, стереотипов. Так вот, медитация - это способ растворить свой тоннель реальности и научиться воспринимать истинный мир бесконечных вибраций. Медитация - это отстраненность. Но вовсе не холодность и бездушие. Скорее это свободное течение энергий, более яркие ощущения без всякой привязанности к ним.

На процесс удержания (описания) мира задействована большая энергия (большая часть нашего внимания). Если лишить нас непрерывного поступления информации от органов чувств, то освобожденная энергия внимания начинает задействоваться для осознания более глубоких и более тонких слоев реальности, осознания иных миров, озарений и проявления сверхспособностей. Мир человека очень хрупок. История знает много примеров, когда помещенные в камеру-одиночку люди сходили с ума в течении нескольких месяцев. Достаточно нескольких часов полной сенсорной изоляции, чтобы человек начал воспринимать совершенно другой мир. Джону Лилли в его эксперементах было достаточно нескольких минут для погружения в иные миры и путешествия сознания. Погрузившись в темный бассейн с водой t=36 градусов С, в полной сенсорной изоляции, Лилли начинал медитировать, отключал мышление и наблюдал за невообразимыми внутренними состояниями.

Как и во всей системе Йога, в медитациях каждое предыдущее упражнение является расширителем сознания для выполнения следующего. И пока какое-либо упражнение не будет правильно освоено, следущий этап будет недоступен. Главная причина здесь в том, что в психику человека встроена "защита", которая не позволяет неподготовленному сознанию входить в глубокие слои бессознательного. Это опасно. А подготовка происходит последовательными ступенями. Переход на более глубокие слои труднее дается людям, склонным все просчитывать и контролировать. А также людям со страхом перед будущим, склонным тревожиться и не уверенных в своих действиях. Практика медитации вскрывает эти качества и показывает зоны, где их влияние становится тормозом в дальнейшем совершенствовании сознания. На всех этапах парктики, начиная от простых и заканчивая самыми продвинутыми, ищущий сталкивается с трудностями в виде всевозможных страхов, потребности все контролировать, возврату к прежнему образу мышления и поведения.

Когда мы сидим с закрытыми глазами с тем, чтобы установить молчание ума, вначале мы оказываемся затопленными потоком мыслей. Они появляются отовсюду, подобно испуганным или даже агрессивным крысам. Есть только один путь как их утихомирить: пытаться выполнять это вновь и вновь, терпеливо и настойчиво, а главное – не делать ошибки: не бороться с умом ментально – необходимо сконцентрироваться на другом. У всех у нас над умом или глубоко внутри есть стремление – то самое, что привело нас на путь, некий пароль, который имеет для нас особое значение. Если мы придерживаемся этого стремления, то работать становится легче, из отрицательной работа превращается в положительную, и чем больше мы повторяем наш пароль, тем более действенным он становится. Можно также использовать образ, например, безбрежный океан, гладкую поверхность без зыби, на которой мы лежим, по которой мы плывем, становясь этой спокойной беспредельностью. Так мы учимся не только успокоению ума, но и расширению сознания. На самом деле, каждый должен найти свой путь, и чем меньше напряжения вкладывается в эти поиски, тем быстрее придет успех.

В йоге медитативные состояния достигаются после обретения состояния пратьяхара (невосриимчивость, неотвлечение) и сильной степени концентрации на определенном объекте или внутреннем состоянии сознания. Затем происходит произвольное отстранение от потока мыслей, ощущение себя как стороннего наблюдателя. Со временем и мысли исчезают, cознание погружается в неподвижную пустоту. Происходит остановка внутреннего диалога и мир становится таким, каким должен быть. Но "пустое сознание" не такое уж пустое. Вместо мыслей появляются образы, которые тоже являются энергетической субстанцией. При сохранении внимательности все образы, чувства, ощущения, эмоции начинают восприниматься в виде энергетических вибраций. Все, что мы воспринимаем становится потоком энергии. Практикующий находится в русле потока, наблюдает за ним, не вовлекаясь и не контролируя этот поток. Он позволяет потоку течь и переливаться в соотвествии с его собственными законами.

После нескольких месяцев подобной практики при условии довольно долгого (1 час) удержания возникающих образов, можно переходить к следующей ступени - это развитие способности к управляемой визуализации. Практикующий концетрирует внимание на возникающих образах, со всех сторон и во всех подробностях исследует отдельные вибрации. На данном этапе ученик способен четко визуализировать и долго удерживать перед мысленным взором любые события и образы. Это также уровень управляемых сновидений. Теперь йогин в принципе уже может формировать любые события реальной жизни. При правильных и регулярных тренировках (с полным погружением и подключением всех психических и ментальных сил) это становится достижимо через 1-2 года практики. Занятия должны проходить не реже 2 раз в день (как минимум по 1 часу). Кроме того, занятия под руководством опытного учителя всегда более эффективны.

Естественно на начальных этапах практики лучше, что бы вас ничто не отвлекало (т.е. в уединении), но постепенно при наличии устойчивых результатов, садхану (практику, путь) необходимо переносить в повседневную жизнь. Упражнения в уединенной медитации не являются подлинным решением проблемы (хотя вначале они могут быть необходимы для того, чтобы сообщить нам начальный импульс), потому что даже если мы достигаем относительного безмолвия ума, мы теряем его сразу же за порогом нашего убежища, попадая в привычную суету, подвергаясь привычным разделениям внутреннего и внешнего, жизни внутренней и жизни мирской. Нам нужна жизнь во всей ее полноте, мы хотим жить в истине нашего существа каждый день, каждую минуту, а не только по праздникам или в уединении. И достичь этого блаженными медитациями в идиллической обстановке просто невозможно. В нашем духовном уединении мы можем оторваться от реальности и обнаружить позднее, что нам трудно во всей полноте излить себя вовне и применить к жизни наши достижения, относящиеся к высшей Природе. Когда мы обратимся к внешнему, чтобы к нашим внутренним завоеваниям присоединить и это царство, то обнаружим, что мы слишком привыкли к чисто субъективной деятельности, которая на материальном плане неэффективна.

Преобразовать внешнюю жизнь и тело будет чрезвычайно трудно. Или же мы обнаружим, что наши действия не соответствуют внутреннему свету. Они будут продолжать следовать привычными ложными путями и подчиняться старым несовершенным влияниям. Истина внутри нас по-прежнему будет отделена болезненным разрывом от несовершенства нашей внешней природы.... Все происходит так, как если бы мы жили в другом мире, мире более широком и более тонком, но не имели бы никакого не только божественного воздействия, но и никакого иного, даже самого малого, влияния на материальное и земное существование. Поэтому единственное решение – практиковать успокоение ума и медитацию там, где это кажется труднее всего: на улице, в метро, за работой – везде.

Вместо того, чтобы идти по улице, вечно спеша, как будто за нами кто-то гонится, мы можем идти, сознавая все внутри и вовне, как и подобает йогину. Вместо того, чтобы жить от случая к случаю, рассеянными во множестве мыслями, которые не только не приносят никакого удовольствия, но и выматывают, мы можем собрать разбегающиеся нити нашего сознания и работать – работать над собой – каждую минуту. И тогда жизнь становится удивительно увлекательной, потому что малейшее обстоятельство становится возможностью для победы – мы сосредоточены, мы куда-то идем вместо того, чтобы идти в никуда. Ибо йога – это не способ действия, но способ жизни. При этом в ходе йоги автоматически, вследствие одного лишь факта, что человек встал на путь, пробуждается целый ряд скрытых способностей и невидимых сил. Сил, которые во всех отношениях превосходят возможности нашего внешнего рационального существа и могут делать за нас то, чего при обычных условиях мы делать не можем. Нам нужно расчистить проход между внешним разумом и чем-то во внутреннем существе, ибо йогическое сознание и его силы уже находятся внутри вас и лучший способ "очищения" этого прохода – заставить замолчать ум.

Во время медитации осознание покидает своё обычное поле действий и начинает высвечивать нашу инстинктивную природу (подсознание), с её желаниями, маниями, ненавистью и предубеждениями. В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с проявлением наших глубинных проблем, всплывающих на поверхность в виде эмоциональных вспышек, гнева, депрессии, беспокойства и многих других стрессовых реакций. Однако мы обычно не знаем их источника или первопричины. Когда наше осознание исследует низший ум (подсознание), мы сталкиваемся с корнями этих проблем. Когда они известны, от них можно освободиться. В действительности, когда наши страхи и комплексы осознаются они уходят (сгорают) сами собой.

Прежде чем можно будет превзойти низший ум и направить луч осознания за пределы стены, или личностного ума, необходимо полностью исчерпать эти возмущения. Следует освободить низший ум от хаоса и ненужного мусора. Низший ум как магнит притягивает опилки животных инстинктов и фобий; он как будто принуждает сознание исследовать и очищать его. Низший ум действует как завеса, которая не даёт нам видеть более глубокие аспекты разума. Лишь когда рассеивается этот туман проблем, мы становимся способны переживать запредельное. Лишь когда луч осознания направлен за пределы стены, на сверхсознательную область, начинается подлинная медитация. Мы превосходим как рациональное, так и инстинктивное мышление. Мы вступаем в сферу надличностного опыта — сферу переживаний наших предков и интуитивных вспышек вдохновения.

Пассивные техники медитации позволяют человеку погружаться во внутренние глубины сознания. Чем в большей степени он очищает свой низший ум, тем счастливее становится во взаимодействии с внешним миром в повседневной жизни, достигая гармонии с внешними событиями вместо того, чтобы бороться с ними. На смену постоянной напряжённости приходит спокойствие. Только личная встреча может убедить вас в его подлинности. Это мир трансцендентального знания, мир за пределами слов, не поддающийся рациональному объяснению. Это знание известно в форме интуиции или озарения. Отличительная особенность этого типа знания состоит в том, что оно происходит от ситуации в целом. Иными словами, доступна вся сфера информации, и на её основе происходит понимание ответа. В некотором смысле, это похоже на рациональное познание, однако вместо немногих доступных фактов, здесь используется вся полнота информации. Эта интуитивная форма познания постигает ситуацию в целом; она видит всю картину во всех деталях. Она происходит от сверхсознательных областей ума в состояниях медитации. Рациональное познание нередко искажается личными предпочтениями и предубеждениями. Интуитивное познание независимо от всех личных характеристик и проекций.

Начиная с теории классической Аштанга-йоги Патанджали, можно выделить несколько способов и уровней медитативной практики. Так, традиционным является выделение двух больших типов медитации:

Сагуна-дхьяна - медитация-с-формой. Здесь практикующий направляет сознание на работу с каким-либо объектом, имеющим строго определенную форму (цветок, пламя свечи, образ святого или икона Божества).
Ниргуна-дхьяна - медитация-без-формы. В этом виде практики, считающейся выше чем Сагуна-дхьяна, объектами являются не имеющие формы абстрактные понятия - Брахман - Параматма, свойства Великой Пустоты - Шуньята.

По глубине погружения в медитативный транс выделяют пять ступеней :


1. Стхула-дхьяна - медитация над предметами из грубой материи.

2. Джетр-дхьяна - медитация над пламенем или на солнце.

3. Бинду-дхьяна - медитация на точке между бровями, кончике носа или алмазной точке.

4. Сукшма-дхьяна - медитация на чакрах и энергетических каналах нади, световых потоках и картинах, наблюдаемых с закрытыми глазами.

5. Ниргуна-самадхи - глубинная медитация на бесконечных аспектах, в своем пределе переходит в нирвикальпа-самадхи или трансцендентальную медитацию.

Высшей точкой медитации становится просветление, когда человека затопляет свет истины, и он познает радость познания, известную мудрецам всех веков. Человек постигает реальность, лежащую в основе всего сущего, а также свою собственную подлинную сущность и сущность других людей. Он понимает, что основу всего бытия составляет БОГ и мы едины с Ним, что в каждом из нас заключено бесконечное количество знания и энергии. Чем глубже человек проникает во внутренние области, тем больше он способен видеть реальность во внешнем мире. Он понимает, что на самом деле, нет почти или вовсе никакого различия между внешней и внутренней сферами бытия. Различие только кажется существующим из-за нашего логического мышления и отсутствия понимания нашей подлинной сущности. Не кто иной, как Христос говорил:

«Когда внешнее становится внутренним, приходит знание Царствия Небесного»

Со временем пассивные медитативные техники становятся излишними. В них нет необходимости, когда человек постоянно живёт в состоянии медитации. Вся его деятельность становится постоянным, радостным и спонтанным опытом медитации. Больше не существует никакого конфликта между внутренним и внешним миром. Это сфера более высоких и более тонких вибраций, которые пронизывают космос и всё сущее. Они присутствуют всегда, однако в обычных состояниях осознания мы их не воспринимаем. Во время медитации устанавливается прямая связь между нашим сознанием и этими более высокими сферами. Оттуда исходит более высокое знание, охватывающее всё, что нуждается в познании. В медитации могут раскрываться глубинный смысл и сущность жизни и бытия.

Каждый из нас заключает в себе гораздо больше, чем принято считать. К сожалению, люди не знают своей совершенно поразительной природы. Мы не понимаем, до какой степени мы недооцениваем себя во всех отношениях. С помощью медитации можно соприкоснуться с глубинными аспектами сознания и узнать правду о себе. Большинство из нас проводят свою жизнь полностью сосредоточиваясь на внешнем и не сознавая, что в каждом из нас существует океан блаженства и знания, который нужно просто открыть. Он всегда с нами и мы всегда соприкасаемся с этими более глубокими аспектами, но не знаем об этом. Наш уровень осознания недостаточен. Медитация представляет собой метод достижения осознанности и знания этой глубинной связи, медитация не требует от вас радикального изменения образа жизни. Вам нужно всего лишь заниматься йогой — усердно, регулярно и с воодушевлением. Но ничто не даётся без усилий. Если вы не начинаете практиковать медитативные техники, все это обсуждение было совершенно бесполезной тратой времени. Практика абсолютно необходима.

Читайте также:
Безопасность и психогигиена

Тратака - медитация на свече
Медитация в тантризме
Расширение сознания
Просветление

 На главную

www. Аria-yoga.narod.ru © Copyright 2009

Сайт создан в системе uCoz