Aria-yoga - Джапа-йога

РАЗДЕЛЫ
Главная
Космогония
Хатха-йога
Раджа-йога
Нидра-йога
Джапа-йога
Тантра-йога
Дхарма
ВРЕМЯ

Время по ведическому летоисчислению

5111 год Кали-юги,
28-я Маха-юга
7-я манвантара
эпоха Ману Вайвасваты
кальпа вепря
1 день 51 года
Великого Бога-Творца

КОНТАКТЫ



Эзотерическая банерная сеть
Эзотерическая графика
index
О нас
Йога
Йога
Древняя медицина
Айюр-Веда
Обучение
Обучение
Фото и Видео галереи
Фото и Видео галереи
Эзотерическая библиотека
 Эзотерическая библиотека
Контакты и ссылки
Контакты и ссылки
О нас Йога Древняя медицина Обучение Фото и Видео галереи Библиотека Контакты и ссылки


ДЖАПА

.

Повторение мантры с ведением счёта или без него называют джапой. Эта практика используется последователями всех религий – иудаистами, христианами, индуистами, мусульманами, буддистами, зороастрийцами и т.д. В тантрической джапе мантра повторяется предписанное число раз.

Существует много видов духовной практики или путей, ведущих к постижению Бога: ритуальное поклонение, молитва, медитация, различные формы йоги и т.д. На санскрите духовная практика именуется садханой, а человек, занимающийся ею - садхакой. Садхана - это длительный путь постепенного и прогрессивного раскрытия в себе всё более высоких уровней сознания посредством индивидуального усилия (корень 'садх' означает 'прилагать усилие') вплоть до достижения конечной цели человеческого развития - единения с Богом. Основным принципом любой садханы является увеличение в человеке саттва-гуны (одного из фундаментальных качеств природы, связанного с духовным началом в человеке). Одной из наиболее распространённых форм садханы в Индии (особенно на её начальных этапах) является повторение мантры или джапа.

Мантра как инструмент садханы известна с ведийских времён и представляет собой специфически индийское явление. Сами Веды, считающиеся откровением Бога, есть ничто иное, как совокупность священных текстов, состоящих из мантр. Все священные писания мира единодушны в том, что наш мир был сотворён при помощи Слова. "В начале было Слово" читаем мы в русском переводе Библии. В греческом оригинале это звучит как "В начале был Логос". В Ведах говорится: "Праджапатир Ваи Идам Асит. Тасья Ваг Двитийя Асит" - "Поистине существовал лишь Праджапати (Бог). С ним вторая была Вак (Речь, Слово)".

Согласно священным писаниям, первичное проявление Высшей Реальности происходит посредством изначальной вибрации, которая называется шабда, что означает Звук или Слово. Брахман в форме Слова или Звука именуется Шабдабрахманом. В этом смысле он соответствует греческому Логосу, означающему одновременно Слово и Мысль. Слово в его тонкой форме есть Мысль. Это Слово-Мысль в своём аспекте творящей силы есть Священное Речение или Мантра.

В отличие от обычного языкового высказывания мантра, которая так же, как и обычный язык, может состоять из предложений, слов, слогов или даже звуков, обладает некой мистической силой. Именно этой силой, священной биджа-мантрой (досл. 'мантра-семя', то есть мантра, из которой произрастают другие мантры. Такие мантры служат прототипом объектов и явлений действительности.) Ом творится и поддерживается наша Вселенная. Отсюда становится понятной и роль мантры как инструмента духовной практики. Если мантра - это сила Бога, то "овладение" этой силой ведёт к постижению Бога.

Джапу можно выполнять:

1. С мантрой (со слогом ОМ в начале и в конце или без него).
2. С именем божества.
3. С биджа-мантрами (биджа – "зерно", семенной слог).
4. Вслух.
5. Мысленно (упаншу-джапа).

Мысленная джапа, считается более мощной, чем произносимая вслух. Простейшим способом упражнения в безмолвной джапе является достаточно длительное выполнение джапы вслух, когда уши слышат мантру, а мозг отмечает её. Садхаке следует постепенно уменьшать силу голоса, понижать тон, а затем переходить к безмолвному произнесению. Этот метод действительно эффективен, так как кора головного мозга продолжает повторять мантру в течение определённого времени после того, как произносимая вслух джапа завершена. Джапа должна произноситься с равномерной скоростью и на одном тоне.

Записанная джапа (санскр. ликхита-джапа – популярна в традиции Шивананды) представляет собой мощную разновидность безмолвной джапы. Имя божества или другая мантра многократно записывается на бумаге, бересте или листьях баньяна, пипала, банана, манго. Если садхака пишет на бересте или на листьях, он должен пользоваться пером, сделанным из ветки граната или баньяна. Чернила изготавливаются из горочана, шафрана, красного порошка из древесины сандалового дерева или из смеси этих ингредиентов. Записанная джапа вырабатывает привычку к безмолвной джапе и многократно превосходит её по силе. Записанные джапы можно сделать ещё более эффективными, если мантры или имя божества складываются в изображение этого божества. Использование различных красок делает такую джапу эстетичнее и сильнее.

При выполнении джапы с использованием малы (чёток) садхака должен соблюдать следующие правила:

1. Малу нужно удерживать в правой руке (занята должна быть только одна рука).
2. Указательный палец и мизинец не должны прикасаться к бусинам.
3. Бусины следует поддерживать средним и безымянным пальцем и перебирать с помощью большого пальца.
4. Среди бусин, общее число которых равно 108, всегда существует одна дополнительная. Эта 109-я бусина называется Сумеру.
5. Сумеру никогда не перебирается. Таким образом, она представляет собой неподвижную точку малы.
6. Садхака должен начинать с первой бусины рядом с Сумеру и заканчивать последней бусиной перед ней.
7. Если садхаке приходится пройтись по мале несколько раз, он должен перевернуть её так, чтобы последняя бусина (та, на которой завершился предыдущий круг малы) стала первой (той, с которой следует начать следующий круг).

 мала

Если джапу нужно выполнить несколько раз (чаще всего это количество равно одному, трём, пяти, восьми, или шестннадцати кругов), практикующий должен вести счёт с помощью соответствующего числа рисовых зёрен. После завершения очередного круга малы, человек отнимает одно зерно от их общего числа – при этом ему не нужно расходовать энергию на отсчитывание и запоминание выполненных кругов. Джапа заканчивается, когда перед ним не остаётся рисовых зёрен.

Типы бусин малы.
Обычная мала, счётное приспособление для джапы, состоит из 108 бусин. Материал, из которого сделаны бусины, оказывает влияние на химические процессы в организме. В число рекомендуемых материалов входят:

• дерево туласи;
• сандаловое дерево;
• семена лотоса;
• рудракша (высушенные семена дерева Eleocarpus ganitrus);
• коралл;
• жемчуг;
• кварц или хрусталь;
• раковины;
• серебро.

Небольшие малы, которые называют сумирни, состоят из меньшего количества бусин, однако их число всегда является делителем числа 108 – к примеру, мала может состоять из двадцати семи бусин. Четыре оборота сумирни соответствуют 108 повторениям мантры. Мала может состоять из пятидесяти четырёх бусин, и в этом случае два её оборота равнозначны джапе в 108 повторений. Мала из дерева туласи лучше всего подходит почитателям Вишну, Рамы, Кришны и Ханумана. Мала из зёрен рудракши подходит тем, кто поклоняется Шиве и Шакти. Самыми обычными являются малы из сандалового дерева. Мала из семян лотоса используется только для маран – уччатан- и видвешан-карм.

Наиболее действенными для шанти-кармы являются малы из коралла или жемчуга. Коралловая мала полезна для поклонения и джапы с целью обретения богатства. Самой благотворной считается мала из рудракши; она лучше малы из серебра, золота, коралла, жемчуга, изумрудов или рубинов. Выбираемые для этого зёрна не должны быть ни слишком крупными, ни слишком мелкими; лучшими считаются семена размером с плод вишни.

Помимо того, что мала является счётным устройством, мала оказывает прекрасное уравновешивающее воздействие. Задействованность кончиков пальцев означает задействованность сознания. Использование малы вызывает привычку к уравновешенному состоянию сознания. При частом применении для джапы мала заряжается энергией. Если человек выполнил с помощью одной малы 125 тысяч джап, она сама по себе становится носителем заряда энергии. Когда человек берёт её в руки, он черпает из неё энергию, хотя он сам вложил в малу эту силу во время джапы. Кроме того, мала обретает особую связь с разумом, и каждый раз, когда человек смотрит на неё, она напоминает ему о соответствующей мантре.

Если человек начинает новую джапу, ему непременно нужно воспользоваться новой малой. Однако при повторении одной мантры одну и ту же малу могут использовать даже несколько поколений садхаков. К мале не следует прикасаться указательным пальцем и мизинцем. Не следует забывать и о том, что при перебирании малы нельзя трогать дополнительную бусину, Сумеру.

Мантру можно повторять вслух, произносить шёпотом или про себя. При повторении вслух физические звуки воздействуют на физическое тело. При повторении шёпотом мантра действует на тонкое (эфирное) тело садхаки и производит в нём изменения. При мысленном повторении мантра, соответственно, воздействует на его ум. Считается, что манасика (ментальная) джапа является наиболее эффективной. Ментальное повторение мантры имеет несколько стадий.

На первой стадии ум концентрируется на самих звуках и осознаёт только их. На второй стадии вместе со звучанием слов автоматически осознаётся и их значение. На третьей стадии вместо значения отдельных слов осознаётся значение всей мантры в целом. При долгой практике и концентрации общая идея всей мантры становится всё более и более устойчивой и практически постоянно присутствует в уме. На этой стадии, хотя мантра продолжает произноситься мысленно, слова уходят на второй план и (подобно индийскому музыкальному инструменту - танпуру) просто создают общий фон для основной идеи, постоянно присутствующей в уме. Это тот уровень, которого может достичь обычный садхака.

Однако, если практикующий джапу желает постичь реальность, которая находится за пределами ума, он должен превзойти уровень ума, поднявшись на четвёртую стадию практики, которая, фактически, знаменует собой стадию самадхи (состояние транса). Это достигается посредством совершенной преданности объекту поклонения. В этом случае садхака перестаёт осознавать себя, и его сознание полностью сливается с идеей, постоянно присутствующей в уме, в результате чего происходит полное познание объекта.

Для того чтобы достичь этой стадии, садхака должен объединить все свои силы, используя свою эмоциональную природу, концентрацию ума и волевое усилие. Практика джапы становится эффективнее в том случае, если её сопровождать визуализацией избранного божества. В принципе, не так важно, где и каким образом создавать образ, так как он всё равно формируется в уме. Подходящим местом для этого считается духовное сердце, символически расположенное в центре груди. Важно самим формировать образ божества в уме. Когда ум создаёт форму Бога - он сам становится этой формой, и сам Бог наполняет форму своей Божественностью.
Читайте также :
О мантрах
Маха-мантра
Гяйянтри-мантра
Мантра-медитация
Контроль над дыханием с помощью мантр

 На главную

www. Аria-yoga.narod.ru © Copyright 2009

Сайт создан в системе uCoz